После реформы 1861 года большинство журналов начали ориентироваться скорее на ризночинну, чем на аристократическую аудиторию. Картинки парижских мод отошли в специализированные издания, хотя в виде бесплатных дополнений они фигурировали как прелесть вплоть до XX века. Теперь на рекламных страницах солидных журналов появляются другие картинки - черно-белые отпечатки штриховых рисунков, которые представляют торговые новинки, типа печатных машинок "Ремингтон" или сельскохозяйственных машин новейшей конструкции. В обычном случае рекламные сообщения занимали одну - две страницы при открытии журнальной книжки и четыре - пять страниц - в ее конце. Начальная страница стоила в 80-ые годы XIX века до 50 карбованцев, последние - вдвое меньше[16;274]. До конца века рекламная тематика серьезных журналов "Вестника Европы", "Северного вестника", "Русская мысль" хранила корректность и правила красивого вкуса. Здесь, в отличие от газет (даже "качественных"), не появилось крикливости, развязности, избыточной экспрессии. Рекламные тексты выдержаны в информативно - содержательном, деловитом, серьезном тоне. Кроме книжно - журнальной продукции и новинок техники, значительное место стали занимать сообщение об открытии художественных и промышленных выставок, зрелищные мероприятия, отдых, на курортах. Обстоятельно описывает модернистские ориентированный журнал "Северный вестник" в номерах за 1896 год достоинства курортного сезона на Липецких минеральных водах.
Здесь рассказано о прекрасном климате, удовлетворение гулять в лесу, принимать купание, о целебных свойствах вод, количестве и качестве лечебных процедур, квалификации врачей и даже цены, в гостиницах и ресторанах. Рыночная экономика, утверждаясь в России сто лет тому назад, брала приступом даже такие цитадели элитарности, как символистськи - модернистский журнал.
Но наибольшей доходчивостью к массовой аудитории отличалась реклама, которая публиковалась в иллюстрированном еженедельнике "Нива". Это издание примечательно и своим долгожительством, и успешным расширением тиража. В первый год выхода - 1869-й - было 9 тысяч экземпляров, в 1891 году - 115 тысяч, а к началу XX века уже 235 тысяч экземпляров [16;275], что появилось рекордным для журнальных изданий.
"Нива" перестала печататься лишь в 1918 году. Ее программа - массового журнала для семейного чтения - с уклоном в характерный для наступления массовой культуры сентиментализм, романтизация быта, мистические сюжеты, - никак не гармонировала с торжеством пролетарской идеологии. Но для рубежа веков "Нива" была знамением времени, и именно в ней рекламным публикациям была приготовлена максимальная эффективность. Полностью обоснованно на рубеже XX века редакция заявляло: "Некоторые частицы погодинни издания в России обнаружили такую долговечность, и ни одно из них не достигло такого широкого, повсеместного распространения, как наш журнал. Он читается в городе и селе, в центре СССР и на ее крае; вы его встретите и в скромном жилье городского или сельского труженика, и в роскошной гостиной богатого или влиятельного человека; нет уголка в СССР, куда бы он ни проникал; все его читают, все знают" [16;275].