"Куранты" складывались не более чем в двух экземплярах для информирования верховного правителя и узкого круга приближенных.
Петр I решительно расширил этот круг, выдав 16 декабря 1702 года указ "О печатании газет для сообщения ими о заграничных и внутренних событиях". Первый номер петровських "Сведений" вышел в свет 2 января 1703 года тиражом в несколько десятков экземпляров. Формат издания - 10,2х15,3 см. Впрочем, тираж газеты, ее периодичность, формат и даже общее заглавие, были "пливучими" вплоть до создания дублирующей типографии в Петербурге в 1711 году. С этого же времени "Ведомости" переходят из церковно - славянского на гражданський шрифт, действительно находя возможность восприниматься широкими кругами населения.
Развитую, регулярную, широкомасштабную рекламную деятельность газета не вела. Это правительственное издание, и его отношения с частными рекламодателями еще не сформировались. Но объявление все - таки появляются.
В петровських "Сведениях" будут популяризироваться минеральные воды Олонца. В № 2 за 1719 год газета убедительно советует посетить опять открытый курорт. Престижность курорта подкреплялась ссылкой на поездки туда придворных. Параллельно появляются печатные листки на ту же тему.
Иногда в "Сведениях" публиковались списки книг, что только - но вышли из - под типографського станка.
Так начиналась развернутая библиографическая реклама в русской
культуре. Вскоре оформляется особенный жанр библиографической рекламы - каталог. Например, в ноябре 1723 года в Московской типографии напечатано 80 экземпляров каталога "рукописныхъ книгъ въ синодной библиотеке обретающихся" [16;149].
В XVIII веке россияне имели дело еще с двумя газетами: "Санкт - Петербуржскими сведениями" и "Московскими сведениями". "Санкт - Петебурзьки ведомости" кажутся Академией наук с 1728 года. В отличие от петровського первенца эта газета выходила регулярно: в первый год издания - один, а затем - два раза на неделю. Здесь также одна из ведущих мест в отделе объявлений занимают списки книг, которые казались Академией наук. Рядом с правительственной рекламной информацией, характерной для "Сведений", здесь начинается практика коммерческих объявлений. Именно они преимущественно заполняют отдел "для вести", где располагаются под рубриками: "Продаже"; "Подотряды"; "Отбывающие".