Период средневековья в Европе, который начинается из завоевания Рифма варварами в V ст. и длится к эпохе Возрождения в XV-XVI ст. н. е., практически не подтверждает существования рекламной деятельности. Это понятно, потому что в этот период весь уклад экономической жизни основывался на натуральном хозяйстве и не предусматривал активного развития рыночного типа ведения хозяйства. В период раннего средневековья обращение товаров происходило преимущественно в пределах феодальных общин и базировался на личных отношениях владельцев товара. Однако нельзя утверждать категорически об отсутствии протореклами в те времена.
Поскольку за средневековье основами общества были религиозное мировоззрение, христианская идеология, церковь, то на этом этапе развивалась преимущественно религиозная пропаганда и реклама - проповеди, установки, наставления, - с намерением утверждения в массовом сознании высших религиозных ценностей. Демонстрации таких ценностей во время религиозных процессий на канонические праздники и в честь значительного количества местных святых имели черты рекламной аранжировки - иконы в богатом окладе, святые дары, скульптурные изображения Христа и Богоматери.
В Х-ХИ ст. с увеличением количества населения в городах возродился институт глашатаев и гонцов. Да, в "Реестре ремесел и торговли
Парижа" был раздел, специально посвященный парижским глашатаям: "Каждый парижский глашатай, начиная с первого дня, как только он будет записан, и до того, как он будет выписан, может пойти в любую корчму, чтобы выкрикивать цену на вино...
Если корчмарь, который продает вино в Париже, не имеет глашатая и закроет двери перед глашатаем, то глашатай может выкрикивать королевскую цену, 8 деньє, когда вино дешево, и 12 деньє, когда оно дорого" [21, с. 6].
В глашатаях нуждались королевская власть, духовенство, рыцарство, бюргеры и купеческие гильдии. В XIII ст. был выдан первый сборник "Сто семь возгласов, которые кричат ежедневно в Париже", в 1608 г. - сборник "Крики Лондона". В аналогичном сборнике "Крики Рифма" есть не только таблица, где классифицированы 192 типа разносчиков и посыльных, которые предлагают товары и услуги, а даже поданы их изображения, роли за одеждой и экипированием, даже с выражением лица". В ХИИ-ХИИИ ст. начинается регламентация деятельности зазывал. Да, в том же "Реестре ремесел и торговли Парижа" отмечалось: "Никто не может и не должен призывать и тянуть покупателя, который стоит около другой крышки или в другой скамье; если кто-то так сделает, он оплатит королю 5 су штрафа и 5 су цеха". Английские уставы XIV ст. предупреждали: "Никто не имеет права рекламировать что-нибудь своим криком. Если кто-то так сделает, наместник имеет право привлечь его к суду и оштрафовать. В другой раз у него может быть отобрано все имущество" [21, с. 6].
Такая регламентация рекламной деятельности - наилучшее свидетельство ее внедрения в повседневную жизнь. Информация, которую доводили глашатаи, малая не только направление "сверху вниз". Некоторые глашатаи должны были полномочия администрации получать от населения заявки на покупка-продажа необходимых вещей и извещать об этом. Например, английский устав в 1368 г. отмечает: "Если у кого-нибудь есть потребность продать кое-что, он должен известить об этом через глашатая, утвержденного графским наместником" [25, с. 27].