Начало промышленного производства бумаги (из 1320 г. в Германии) и изобретение Йоганом Гутенбергом печатного станка (в 1450 г.) ознаменовали начало эпохи становления системы средств массовой коммуникации - качественно нового этапа развития рекламы. В течение второй половины XV ст. печатные предприятия, основанные И. Гутенбергом, распространяются по всей Европе: в 1465 г. начинает работать первая типография в Италии, в 1468 г. - в Швейцарии, в 1470 г. - во Франции, в 1473 г. - в Бельгии, Венгрии и Польше, в 1476 г. - в Англии, Чехии и других европейских странах.
Первое печатное рекламное объявление датировано 1472 годом: на дверях одной из церквей в Лондоне была размещенная информация по продаже молитвенников. Важным событием в развитии рекламы было создание 1530 года в Венеции информационного бюро, которое собирало политическую и торговую информацию и продавало ее заинтересованным лицам. Постепенно такие бюро возникают и в других европейских городах.
30 мая в 1631 г. вышла первая французская еженедельная газета под названием "Gazett", в котором печатались официальные государственные новости и разнообразная информация. В Англии такое издание появилось еще раньше- в 1622 году.
Основателем печатной рекламы в Европе считают врача Те-офраста Реностно, который открыл в 1630 г. в Париже справочную контору, которая потом печатала рекламные объявления в "Французской газете". Первым рекламным объявлением, напечатанным в этой газете, считается объявление о вознаграждении за информацию о местонахождении 12 украденных коней. Объявление такого же содержания было напечатано в и одной из лондонских газет.
На это время начинает формироваться рынок печатных изданий и появляется конкуренция в этой сфере, что привело к возникновению еще одного рекламного элемента - издательской марки и рекламы книжной продукции. В этот же период возникают такие носители рекламы:
o летучки, которые являются прямыми предшественниками современных открыток, которые используются в политических и в торгово-рекламных целях;
o афиши разных зрелищ (короткое рукописное сообщение, которое вывешивалось преимущественно на поштах и заездах, с перечнем номеров и их исполнителей);
o каталоги изданных книг с указанием их стоимости;
o аннотации - важный жанр книготорговой рекламы;
o издательские проспекты;
o заглавия, которые коротко пересказывают содержание книги.
Слово "реклама" (advertisement - английским языком., verbung - немецкой, reklamare - французькою^) возникло приблизительно в 1655 г. Оно использовалось в Библии для обозначения сообщений или предупреждений. В книгопечатании этот срок означал анонсы о будущих изданиях, а в 1661 г. слово "реклама" вошло в повседневное обращение как заглавие коммерческой информации преимущественно среди владельцев магазинов и мелких торговцев [42, с. 48].