После принятия на Руси византийского православия, которое стало "культурой" новообразованных христиан, на Руси окончательно утверждается кириличная система письма. Кириллицей написаны все известны нам летописи XI и следующих веков: "Остромиривске евангелие", "Изборники" 1073 и в 7076 г., "Слово о законе и благодати" но др. Кириллицей написанные и "графити" на стенах Софийского собора (рис. 2) - свыше 300 надписей и рисунков - письменных свидетельств, которые пополнили наше представление о событиях древнерусской истории*. Да, одна из надписей в 1032 г. сообщает о рождении у князя Ярослава Мудрого сына Всеволода. В других надписях сообщается о смерти "царя нашего" Ярослава Мудрого, о продаже земли Бояна и уплату Софии десятины но др.
Рис 1 Написи-"графити" на стенах Софийского собору**
В Софийском соборе обнаружена самая давняя надпись, датированная 1052 годом. В нем сообщается об ударе молнии в Софийский собор.
Эта надпись на 16 лет более давняя от знаменитой надписи на Тмутараканскому камне 1068 года, в котором рассказывается о том, как тмутараканський князь Глеб мерял зимой море по льду от Тмута-ракани (современная Тамань) к Корчева (Керчи) [18, с. 143]. Кроме Софийского собора "графити" обнаружено на стенах Кириливской церкви, Михайловского собора Видубицкого монастыря, а также на стенах некоторых пещер Киево-печерской лавры.
Анализируя церковные графити, видим, что их авторами были представители всех социальных слоев населения - монахи, попы, купцы, княжеские люди, переписчики. Можно допустить, что настенные "графити" - это своеобразные доски объявлений, место размещения давней рекламной информации. Отмеченные надписи-графити принадлежат к достопримечательностям неофициальной письменности, сделанной по инициативе самих авторов.
В XI ст. в Киевской Руси были основаны жанры рекламы, которые через несколько веков будут называться "фирменный стиль, рекламная полиграфия, сувенирная рекламная продукция". Большое распространение летописей и оригинальной литературы (автобиографичной, философско-публицистической, художественной) позвало к жизни создание мастерских из написания книг, где работали большое количество переписчиков. За приблизительными подсчетами ученых в книжном фонде Киевской Руси насчитывалось 130-140 тыс. томов.